Геомаркетинг — передовая технология…

Геомаркетинг — передовая технология инновационного маркетинга

П.Н. Михайлов, Кандидат экономических наук, Доцент кафедры инновационного маркетинга ИМК (МАМИ)

 

В современном мире и России, как его неотъемлемой части, эффективная экономика на макро (государства) и микро (предприятия) уровнях все в большей степени фокусируется на усилении роли инноваций, как гаранта и локомотива устойчивого экономического роста. Преодоление кризисных явлений, повышение эффективности экономики и сохранение тем самым стабильности в социальной сфере является несомненным государственным приоритетом во многих странах.

Тем не менее, сильная и эффективная экономика в условиях рыночной модели может базироваться только на конкурентоспособных на мировом рынке предприятиях, широко применяющих различные маркетинговые инструменты борьбы за клиента. Инновационный маркетинг в современном понимании представляет собой единство стратегий, философии бизнеса, функций и процедур управления и методологической основы [1,с.110]. Другими словами, инновационный маркетинг — концепция маркетинга, согласно которой организация должна непрерывно совершенствовать продукты и методы маркетинга [2,с.203].

Стремительное развитие информационных технологий в последние годы вместе с отказом от излишней секретности в области картографии позволило существенно расширить область внедрения инноваций в маркетинге. Например, устойчивое выражение про три фактора, необходимых для успешной работы торговой точки: «Местоположение, Местоположение и Местоположение», в современных условиях позволяет расширить исследование локации объекта до анализа местонахождения самих клиентов. Так, при исследовании важного для создания эффективных маркетинговых коммуникаций вопроса «КТО наши клиенты?» сегодня при помощи инновационных технологий геомаркетинга уже можно получить ответы и на такой вопрос, как «ГДЕ наши клиенты?» и добиться, таким образом, необходимого конкурентного преимущества.

Геоинформационные технологии, представляющие собой совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки, эффективного хранения, анализа и отображения больших объемов разнородных данных, привязанных к местности [5,с.11], позволяют внедрять инновационные технологии в маркетинговые исследования и построение более эффективных коммуникаций с клиентами. Наглядное отображение на картах больших объемов маркетинговой информации существенно снижает затраты времени на обработку и анализ информации, позволяя учитывать большее число факторов, влияющих на эффективность бизнеса.

Геомаркетинг в первую очередь — технология принятия решений с использованием пространственных данных в процессе планирования и осуществления деятельности в области сбыта продукции, управлении пространственно-распределенными объектами, характеризующими потребителя, конкурентную ситуацию и инфраструктуру территории [6,с.240]. Таким образом, новые технологии базирующиеся на геомаркетинге являются неотъемлемой частью современного инновационного маркетинга.

Базовой, наиболее важной и часто использующейся геомаркетинговой информацией являются данные о расселении потенциальных клиентов в разрезе их демографических и социально-экономических характеристик. К сожалению, детализация демографических данных предоставляемых официальной государственной статистикой России ограничивается муниципальным уровнем. Однако, помимо специально организованных полевых исследований, для целей сбора более детализированных данных о размещении населения можно применять данные о численности населения по зонам почтовых индексов и/или данные о численности избирателей по избирательным участкам.

 

Население локальной зоны по районам почтовых индексов

 

 

 

 

 

 

 

Конкретные численные значения размера зон охвата изменяются в зависимости от месторасположения и характера торгового объекта, а также особенностей географических районов [4.с.212]. Например, торговая зона небольших магазинов не превышает 1,5 км [3,с.181].

Одновременно с численностью населения для целей анализа качественных характеристик населения обычно отображаются такие показатели, как: доходы населения, стоимость жилья, наличие дорогих иномарок, объектов элитной инфраструктуры и так далее. Использование интегрированных показателей или наложение картограмм друг на друга позволяет существенно повысить эффективность решения различных маркетинговых задач.

 

Локальный анализ территории

 

 

 

 

 

 

 

Анализ конкурентной среды с использованием технологий геомаркетинга позволяет оперативно выявлять и реагировать на угрозы и возможности повышения конкурентоспособности бизнеса.

Внедрение технологий геомаркетинга в процедуры решения основных вопросов ассортиментной, ценовой и коммуникационной политик комплекса маркетинга снижает вероятность ошибочных управленческих решений за счет детализированного учета и анализа географии размещения целевых групп клиентов и конкурентов.

Особенно актуально применение технологий геомаркетинга для решения вопросов непосредственно связанных с начальной стадией небольшого нового бизнеса. Например, определение наилучшего местоположения новой торговой точки может основываться на следующей геомаркетинговой информации:

— численность населения в зонах охвата магазина;

— среднесуточный автопоток;

— точки торговли;

— объекты инфраструктуры (банки, учебные заведения, офисы, рестораны, развлекательные объекты и т.п.);

— новое строительство;

— геомаркетинговые данные специально проведенных полевых исследований.

 

Плотность продуктовых магазинов г.Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

Развитие геомаркетинга, как передовой технологии инновационного маркетинга, в настоящее время идет как в направлении сбора геоданных и географической привязки различной маркетинговой информации, так и в направлении разработки интегрированных показателей и построения пространственных моделей (включая модель пешеходных потоков и торговых коридоров). Кроме того, совершенствуются и становятся более доступными для мелких и средних российских предпринимателей геоинформационные аналитические системы и web-сервисы, такие как «Геоинтеллект» [7] и некоторые другие.

Таким образом, внедрение геомаркетинговых технологий на всех уровнях экономики становится необходимым условием устойчивого эффективного экономического роста и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

 

1.Бурцева Т.А.Управление маркетингом: Учебное пособие / Т.А.Бурцева, В.С.Сизов, О.А.Цень. – М., 2008. –с.110.

2. Казанцев А.К. Основы инновационного маркетинга. Теория и практика. Учебник для вузов. 2-е издание,  переработанное и дополненное / А.К.Казанцев. – М.: Экономика, 2008. – с.200-204

3.Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / пер. с англ.; под ред. Ю.Н.Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. 448 с.

4.Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: самоорганизация и управление / пер. с англ.; под  ред. Ю.Н.Каптуревского. СПб.: Питер, 2005. 416 с. .

5.Струков Д.Р. Пространственно-временной анализ в маркетинге // ArcReview. — 2005, №4.

6.Цветков В.Я. Геомаркетинг: прикладные задачи и методы. — М.: Финансы и статистика, 2002 – c.240.

7.www.geointellect.ru

Геомаркетинг — передовая технология…: 1 комментарий

Добавить комментарий