СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ ИЛИ ГОРЕ ОТ УМА (ПИРАМИДА МИХАЙЛОВА)

Смелым покоряются моря или горе от ума

Несколько лет назад, один из моих студентов задал вопрос: «почему часто встречается, что троечники руководят отличниками, больше зарабатывают и достигают больших успехов в бизнесе?»

В ответ, я предложил всем присутствующим на занятии поучаствовать в мини-эксперименте, результатами которого я хочу с вами поделиться.

Для начала мне было нужно количественно (в деньгах) попытаться оценить очень важный для каждого из нас ресурс, нашу жизнь. Сама сумма не играет роли, но придает процессу анализа изучаемого вопроса необходимую наглядность. Договорились, что 1 млн – достаточно серьезная сумма.

На первом этапе, я предложил всем желающим поучаствовать в состязании, где победитель получает 1 млн, а проигравший теряет жизнь (естественно, в игровой форме – никто из участников не пострадал). Кстати, вероятность победы или поражения составляла 50/50.

Из 12 человек присутствующих на занятии (12 зеленых смайликов внизу схемы), согласились 8 студентов. Четверо отказались, мотивируя это тем, что риски высоки, а жизнь по их мнению все-таки бесценна. Согласившимся участвовать я предложил разбиться на пары и сразиться в игру «орел/решка».

%d1%81%d0%bc%d0%b5%d0%bb%d1%8b%d0%bc

Таким образом, результаты первого этапа эксперимента можно наблюдать на второй снизу строке, напротив цифры «I». Четыре желтых смайлика символизируют новых миллионеров, четыре черных – проигравших, четыре зеленых – отказавшихся рисковать.

Я пригласил проигравших в центр аудитории и спросил: «Умно ли было соглашаться на этот эксперимент?». Отказавшиеся участвовать, глядя на проигравших, единогласно высказали мнение, что играть в азартные игры – не разумно. Проигравшим я не дал высказаться, сославшись на то, что они «мертвые» и от их скорбящих друзей и родственников уже поступает информация о том, что они считают, что соглашаться на эту игру и проиграть было очень глупым решением.

Победителям этого этапа пока все нравилось, поэтому я предложил им продолжить повысив ставки до 2млн. Двое согласились, но двое и отказались, сославшись на то, что грустный вид проигравших и мой рассказ про скорбящих друзей и родственников их угнетает и они не хотят больше рисковать и, кстати, им вполне хватит 1 млн.

Результаты второго этапа отражены на схеме в третьей строке снизу, напротив цифры «II». Красный смайлик – победитель второго этапа. Черный – проигравший. Два желтых – победители первого этапа, отказавшиеся продолжить игру. Четыре зеленых – отказавшиеся рисковать в самом начале.

Я предложил проигравшему на втором этапе студенту выйти в центр аудитории и прокомментировать общие результаты эксперимента. По иронии судьбы им оказался студент, который задал мне вопрос: «почему бывает, что троечники руководят отличниками?». Больше всего он расстраивался, что продолжил игру после победы на первом этапе, но в целом разделял сформировавшееся мнение, что самые умные – те, кто сразу отказался рисковать.

Тем не менее, из общих результатов, которые изображены вверху схемы под названием «Пирамида Михайлова» с указанием заработанных сумм, вероятности победы и той цены, которую пришлось заплатить за победу (черные смайлики), следует, что «самые умные» = самые бедные, а самый богатый в итоге тот, кто рисковал дважды (несмотря на то, что риск был не слишком оправдан и почти все согласилось с тем, что рисковать глупо, а два раза – глупо вдвойне). Однако, самый богатый неумно-смелый рисковый «победитель-троечник» теперь вполне может себе позволить нанять на работу «более умных отличников» и руководить ими в свое удовольствие. Как говорится: «кто не рискует, тот не пьет шампанское».

В завершении этой истории, хочу добавить, что на самом деле и для отличников и для троечников выход есть – это реальная оценка и максимальное снижение рисков при принятии управленческих решений. А самым эффективным по-моему мнению инструментом для оценки и снижения рисков являются маркетинговые исследования, которыми я занимаюсь более 20 лет в качестве руководителя Студии Маркетинга «БИЗНЕСИНГ-M807.RU» и в свободное от работы время провожу занятия для всех желающих.

С уважением,
к.э.н., Павел Михайлов
ceo@m807.ru

Добавить комментарий