Рынок образовательных услуг города Москвы и тенденции его развития на примере ГБПОУ «1й-МОК»


logoЦелью
 данного кабинетного исследования является сбор и анализ информации о рынке и особенностях образовательных услуг в городе Москве. Выявление перспективных направлений развития образовательных учреждений на примере ГБПОУ «1й-МОК».

Задачами кабинетного исследования являются:

  • изучение рынка образовательных услуг в городе Москве, тенденции его развития;
  • изучение основных конкурентов»1ого-МОК» и их особенностей;
  • изучение и проведение анализа айдентики «1ого-МОК» и его основных конкурентов.

Описание проекта

6561d32e7df296f56b5f1630de6b9fd5ГБПОУ «1й-МОК» (ПМОК) — это образовательный кластер в СВАО, который был создан в 2013-2014 годах на базе Технологического колледжа №14. Так же в состав комплекса вошли: Техникум художественных ремесел №59, Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна, Колледж предпринимательства №15, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1380 и средняя общеобразовательная школа №274, детские сады № 1989, №594, №1849 и центр развития ребёнка №758. Это самый крупный образовательный комплекс в Москве — 15 зданий, 800 педагогов, 7000 учащихся. Разнообразные учебные программы: 7 факультетов подразделения «Колледж» (Реклама, Ресторанный и гостиничный сервис, Предпринимательство и ИТ, Дизайн по отраслям, Ресторанный бизнес, Художественные ремёсла и народные промыслы, Прикладная эстетика, Культуры и искусство) и 20 специальностей, 2 средних школы и 5 профильных классов, 4 детских сада с разнообразными программами развития, что позволяет обеспечить с ранних лет максимально широкий выбор направлений и индивидуальную траекторию развития ребёнка; высокий уровень подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда.

Целевая аудитория. Целевую аудиторию можно разделить на три части — детские сады и средняя школа, старшая школа и колледжи, дополнительное образование.

  1. Решение о покупке принимается родителями, услугу потребляют дети и подростки от 3 до 14 лет (детский сад, 1-9 классы), основной упор делается на родителей 25-40 лет, достаток средний и выше, имеют детей от 3х лет, проживают в Москве (СВАО), заинтересованы в качественном дошкольном и школьном образовании своих детей.
  2. Решение о приобретении услуг принимают родители, потребляют подростки и молодые люди от 14 до 20 лет (10-11 класс, 1-4 курс), которые так же могут влиять на решение о покупке. Основной упор делается на подростков и родителей: возраст от 14 до 20 и от 35 до 45 (50), соответственно, доход выше среднего, проживают в Москве и М.О., заинтересованы в качественном образовании в старших классах школы и колледже. Интересуются направлениями, предлагаемыми по программам СПО и НПО.
  3. Решение о приобретении услуг принимают взрослые, они же являются и потребителями. Возраст от 25 до 99, доход средний и выше, активный образ жизни, стремление развиваться, совершенствоваться и получать новые знания, проживают в Москве и М.О. Заинтересованы в развитии профессиональных навыков, изучении чего-то нового. Необходимость занять чем-то свободное время.

Стоимость услуг: на данный момент стоимость услуг подразделения «Колледж» платных групп составляет 120 000 руб. в год. Так же есть бюджетные группы, которые не платят за обучение, но обязательным условием при поступлении должна быть Московская прописка. Бюджетным группам предоставляются услуги дополнительного образования, стоимость которых составляет 20 000 руб. в год.  В школах и детских садах образование бесплатное. „

Основные конкуренты. Конкурентами в сегменте «Детские сады» являются дошкольные учреждения района Северное Медведково. Сегмент «Школа»школы в районах Северное Медведково, Южное Медведково и Бабушкинский. В сегменте «Колледж» основными конкурентами будут являться учреждения среднего специального образования с похожими направлениями обучения в районах САО, СВАО, ВАО, ЦАО, на пример, а так же ВУЗы. Конкуренты

SWOT-АНАЛИЗSWOT1.pngSWOT2.png

Рынок образовательных услуг города Москвы тенденции его развития.

„Основными характеристиками текущего состояния сферы образования города Москвы являются:

  • доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети государственных образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение;
  • качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности;
  • кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.

„Демографические тенденции (высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов) обуславливают рост потребности населения города Москвы в образовательных услугах.

„Социальная дифференциация населения города, различия в социальном и культурном капитале семей определяют неоднородность социального заказа к образованию, различия в критериях и возможностях выбора учреждения для получения образования.

„Градостроительные перспективы Москвы ставят задачу формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в районах застройки, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

„Экономические перспективы города Москвы — в формировании инновационной экономики. Москве необходимо удовлетворить потребности в кадрах креативных профессионалов в ключевых направлениях

Сравнительный анализ конкурентов ГБПОУ «1й-МОК»

Детские сады

Для подробного анализа было выбрано 4 дошкольных образовательных учреждения, 1 относящееся к комплексу «1й-МОК» — детский сад №1989, и 3 по наиболее высокому баллу на сайте http://www.vsesadiki.ru/ по району Северное Медведково, а именно детский сад № 1047, детский сад № 2147 и детский сад № 2576.

Для составления сравнительной диаграммы были выбраны следующие показатели: удалённость от метро, наличие сайта, рейтинг на информационном портале «Детские сады Москвы» http://www.vsesadiki.ru/, наличие доп.услуг (логопед, бассейн, доп.занятия), отзывы. Оценки выставлялись по пяти балльной шкале.

Детские сады паутинкаИсходя из данной диаграммы, можно сделать вывод, что у детского сада №1989 наиболее оптимальные средние показатели, несмотря на не очень высокий рейтинг на сайте http://www.vsesadiki.ru/, явным преимуществом является наличие собственного сайта и положительных отзывов. Так же, в связи с присоединением детского садика к Первому Московскому Образовательному Комплексу, у него появляется ряд конкурентных преимуществ. связанных с дальнейшим обучением детей в школах комплекса, а так же возможностью пользоваться ресурсами других зданий, будь то бассейн, компьютерные классы, кружки, секции и другое.

Детские сады (1)

Школы

Конкурентами для подразделения «Школа» являются общеобразовательные учреждения в районах Северное Медведково, Южное Медведково и Бабушкинский. Всего в этих районах располагается 29 школ (включая 2 школы ПМОК), из которых 3 школы с углублённым изучением иностранного языка, 2 школы коррекционного вида, 1 физико-математический лицей, 1 гимназия. Для более подробного анализа было выбрано 5 школ, 1 из которых относится к ГБПОУ «1й-МОК». Было выбрано 2 среднеобразовательные школы из районов Южное Медведково и Бабушкинский, а так же одна школа с углублённым изучением иностранного языка и один лицей.

Для составления сравнительной диаграммы были выбраны такие показатели как: удалённость от метро, наличие сайта, рейтинг, наличие профильных классов, отзывы, разнообразие культурной жизни. Оценки выставлялись по пяти балльной шкале.Школы паутинка

Исходя из данной диаграммы, можно сделать вывод, что, несмотря на низкий рейтинг по Москве, школа №274 лидирует практически по всем остальным показателям, школа имеет достаточно насыщенную культурную жизнь, множество отзывов и несколько профильных классов. Так же неплохие позиции у физико-математического лицея №1568 и школы с углублённым изучением французского языка №1095.

Школы (1)

Колледжи

В сегменте «Колледж» наибольшее количество конкурентов, так как здесь два больших конкурирующих блока – среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование. А так же территориально берётся несколько административных округов Москвы. Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Так как подразделение «Колледж» имеет 7 различных факультетов и 9 площадок в СВАО, определиться с прямыми конкурентами достаточно сложно, поэтому рассматриваются колледжи находящиеся в районах ЦАО, САО, СВАО и ВАО. Для более подробного анализа было выбрано по 1 колледжу из каждого района по 2 критериям – наиболее похожи программы обучения на «1й-МОК» и разнообразие специальностей. Были выбраны колледжи: Колледж сферы услуг № 3 (ЦАО), Колледж предпринимательства № 11 (САО), Строительный техникум № 12 (СВАО), Колледж автоматизации и информационных технологий № 20 (ВАО). А так же был взят один образовательный комплекс – Образовательный комплекс дизайна и технологий (ВАО).

Для проведения сравнительного анализа были выбраны критерии, наиболее сильно влияющие на выбор потребителей, а именно: удалённость от метро, цена, отзывы, наличие сайта, активность в социальных сетях, наличие мультимедиа материалов, материально-техническая база и дополнительное образование. Оценки выставлялись по пяти балльной шкале.

Цена отмечена *, так как, чем выше цена, тем хуже, значит, наилучшим показателем будет 1, если показатель средний, значит, есть и бюджетные места, чем выше показатель, тем бюджетных мест меньше.

Сайт отмечен *, так как, если есть официальный сайт и типовой на mskobr.ru, ставится 5, если нет какого-то из них, ставится 4, если сайтов нет, оценки ставятся ниже.Колледжи паутинка

Исходя из данной диаграммы, можно сделать вывод, что, «1й-МОК» занимает лидирующие позиции по большинству показателей, это, несомненно, выводит его на первые места различных рейтингов в системе среднего профессионального образования. Но, не смотря на это, колледж №11 и Образовательный комплекс дизайна и технологий так же имеют достаточно не плохие показатели и могут составить серьёзную конкуренцию «1му-МОК». Наименее положительные показатели у Строительного техникума №12, в связи с этим, можно сделать вывод, что в СВАО прямых конкурентов у ПМОК нет, что подтверждают и данные количества запросов в Яндексе.Колледжи

ВУЗы

Для подробного анализа в сегменте ВУЗы были выбраны образовательные учреждения высшей школы, в которых есть факультет «Реклама», который является ведущим в «1ом-МОК».

Было выбрано 10 ВУЗов, имеющих наиболее высокий рейтинг на сайте http://www.ucheba.ru/, а именно: МГИМО при МИД РФ, МГУ им. Ломоносова, ГУУ, РЭУ им. Плеханова, РАНХиГС при Президенте РФ, РГГУ, МГЛУ, РУДН, МГУП им. Фёдорова, НИУ ВШЭ.

Анализ проводился по следующим показателям: цена, уровень образования (среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура), сайт (удобство пользования, интерфейс), культурная жизнь, международное сотрудничество, отзывы, расположение (удобство, пешая доступность от метро). Оценки выставляются по 10 бальной шкале.

ВУЗыПо результатам проведённого анализа 10 лучших ВУЗов в Москве по специальности «Реклама», можно сделать вывод, что Первый Московский ничуть не уступает ведущим высшим учебным заведениям города. 1й-МОК делит третье место с ГУУ в данном рейтинге. Это говорит о том, что уровень подготовки специалистов, насыщенная культурная и международная жизнь, наличие бюджетных мест и будущее развитие прикладного бакалавриата, позволяют комплексу достойно конкурировать с ведущими ВУЗами столицы.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс является достаточно успешным и действительно лидирует по многим позициям. Минимальные баллы ПМОК набрал по трём категориям – международное сотрудничество, рейтинги на сайтах и частично цена. Как ни странно, именно по этим направлениям ведётся достаточно активная работа для улучшения показателей. Сотрудники комплекса стараются своевременно и максимально качественно работать над ошибками и исправлять их.

Анализ айдентики ГБПОУ «1й-МОК»
и его основных конкурентов в сегменте колледж

Первый МОК обладает достаточно мощной и прочно устоявшейся корпоративной культурой, которая выражается через элементы корпоративной айдентики. Сюда в первую очередь можно отнести логотип, который был разработан на базе логотипа Технологического колледжа №14 – треугольник, состоящий из лилового, салатового, серого и белого треугольников, а так же вписанной в него графичной фигуркой человечка.logo

Треугольник является одним из мощнейших символов в мире, символизирующий лидерство, уверенность, силу. Человечек, читающий книгу в центре треугольника символизирует единство и объединение всех учебных заведений, вошедших в кластер, в один комплекс, а так же знания, науку и образование в целом.

Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Значение зеленого цвета у многих народов мира – это юность, надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. Зеленый цвет максимально материален и оказывает успокаивающе действие.

Лиловый цвет является одним из самых мистических и загадочных оттенков спектра. Яркий и насыщенный, он может означать власть и силу, а немного приглушенный – духовность и беззащитность. Кроме того, этот цвет символизирует скрытые возможности человеческого разума. Это цвет познания смысла жизни, извечных проблем добра и зла, роли человека в мироздании.  Это цвет поэтов и философов.

Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет — это нейтральность, как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый необходим, чтобы отделить друг от друга противоположности.

Корпоративная айдентика Первого московского образовательного комплекса строится на принципах духовности, мира, единства, знания, гармонии, радости, добродетели. К тому же салатовый (зелёный) и лиловый являются дополнительными цветами и отлично сочетаются между собой, создавая яркие, положительные эмоции.

Специфика айдентики образовательных учреждений заключается в том, что зачастую логотипы разрабатываются «всем миром», внутри учебного заведения объявляется конкурс на лучший логотип в котором могут участвовать абсолютно все, делают это не профессионалы, фирменные знаки получаются топорными и не всегда качественными. В детских садах использование элементов фирменного стиля практически не предусмотрено и встречается крайне редко, поэтому рассматривать айдентику детских садов не имеет смысла. В школах ситуация обстоит несколько иначе, но не многим лучше. Логотипы школ созданы в основном на основе изображений учебников, линеек, ручек или же на основе логотипа района в котором она располагается. Знаки больше похожи на картинки, чем на символ.

Одна из ведущих тенденций в айдентике профессиональных учебных заведений – логотип-герб. Изображается значимая символика, на пример, силуэт здания, дерево, как символ знаний, или сочетание заглавных букв названия. Так же может присутствовать изображения российского и московского гербов, книги, слоган/девиз учебного заведения. В логотипе могут быть отражены основные направления подготовки в данном образовательном заведении. Логотипы колледжей более упрощённые, чем у ВУЗов, в основном это название колледжа и минимальное графическое изображение. Рассмотрим логотипы конкурентов ГБПОУ «1й-МОК».

Колледжи:
logoSK12 logo kp11logo

ВУЗы:

msu_logo mgimologo-big LOGO_55rsuh2 logo_1 869 1logo_с_hse_cmyk1

 

 

 

logoguu_logo

 

 

 

Достаточно интересным является то, что в 10 из 12 представленных логотипов активно используется синий/лазурный цвет, который в геральдике традиционно символизирует красоту, мягкость, величие, славу, честь, верность, честность, искренность, ясность, целомудрие, безупречность.

В трёх используется жёлтый цвет, который в геральдике принято считать золотым Золото в геральдике традиционно символизирует богатство, справедливость, верховенство, величие, уважение, великолепие, силу, верность, чистоту, постоянство, могущество, знатность, веру, милосердие, смирение.

Цвета в символике

 

А так же встречается красный – символ храбрости, смелости, мужества, неустрашимости, права, огня, теплоты, любви, великодушия. В некоторых логотипах красный является вспомогательным цветом, располагаясь на флаге РФ и гербе Москвы. Реже включают в логотип чёрный, зелёный и оранжевый цвета.

Как ни странно, логотипы в основном вписаны, используют в форму круга или овала, либо вытянуты горизонтально, с написанием полного названия.

Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни и их единства. Круг одна из форм созидания пространства. В большинстве традиций космос, в качествен упорядоченного пространства жизни, предстаёт в виде шара, графически изображаемого посредством круга.

Форма логоПрямоугольник всегда был и остаётся излюбленной геометрической формой человека. Это форма символизирует надежность и рациональность. Прямоугольник часто встречает в качестве составной части многих логотипов, что лишний раз подчёркивает его универсальность.

Таким образом, логотип «1ого-МОК» является достаточно не стандартным как по форме, так и по цвету, но при этом в него закладывается очень глубокий смысл и психологическое воздействие. Отличие от стандартных, типичных логотипов, несомненно, является большим преимуществом, так как хорошо запоминается и остаётся в памяти, его сложно перепутать с каким-то другим учебным заведением, нужная ассоциация возникает достаточно быстро.

В ходе проведения кабинетного исследования на примере ГБПОУ «1й-МОК» было выяснено, чем занимается данное образовательное учреждения, какие направления подготовки есть, какова стоимость обучения. Выделена основная целевая аудитория. Выявлен ряд проблем, которые необходимо решить, для улучшения позиций на рынке. Был изучен рынок образования Москвы и основные конкуренты ПМОК. Проведён подробный SWOT-анализ. Исследование помогло выявить основных конкурентов Первого Московского Образовательного Комплекса в каждом сегменте рынка образовательных услуг.

Подводя итог данного кабинетного исследования можно сказать о том, что ГБПОУ «1й-МОК» действительно первоклассное учебное заведение. Что высокие позиции в рейтингах подкреплены реальными достижениями сотрудников и учащихся комплекса. Так же, есть к чему стремиться, и развиваться в определённых направлениях, для укрепления и создания мощного качественного бренда учебного заведения на рынке образования города Москвы.

Проведённое кабинетное исследование поможет в решении ряда проблем, связанных с развитием комплекса, но для решения наиболее сложных и глобальных задач требуется проведение более полного и глубокого исследования.

А вот и письмо☺️

image

Рынок образовательных услуг города Москвы и тенденции его развития на примере ГБПОУ «1й-МОК»: 3 комментария

  1. Уведомление: Образование — необходимая сфера человеческой жизни | M807.RU — БИЗНЕСИНГ (BUSINESSING)

Добавить комментарий